| |||
2. Мифология германских народов
Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны вследст-вие сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских пле-мён; по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более поздней христианизации Скан-динавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии вплоть до т.н. исландского возрождения 13 в. Поэтому для более пол-ного представления мифологической "модели мира" того времени в этой работе рассматривается также и скандинавская мифология, как более близкая герман-ской. Наиболее ценные сведения по мифологии и верованиям западных гер-манцев имеются в "Германии" Тацита (1 в. н.э.). Тацит упоминает земнородного бога Туисто, имя которого означает "двойное (двуполое) существо", что даёт основание для его сближения со скандинавским Имиром, а также с культом близнецов у древних германцев. От Туисто якобы происходит первый человек (Манн), а от Манна – родоначальники трёх племенных или культовых групп германцев – истевоны, герминоны и ингевоны. Из этих родоначальников с оп-ределённостью устанавливается предок ирминонов Инг. Не исключено также, что упоминаемый немецким историком 10 века Видукиндом бог Ирмин, ассо-циирующийся со столпом Ирминсуль у саксов (культовый аналог мирового дре-ва), считался предком герминонов. Ирмина, в свою очередь, сближают с саксон-ским Сакснотом и Тивасом (скандинавский Тюр) в связи с традиционным со-поставлением этих богов с Марсом. Тацит свидетельствует о почитании германцами Меркурия, Марса, Гер-кулеса и Исиды, подразумевая при этом, вероятно, Водана, Тиу, Донара и, воз-можно, Фрейю или Фрию. Один из аргументов для первых трёх отождествлений – совпадение посвящённых им дней недели. Меркурию, по словам Тацита, при-носятся человеческие жертвы. Это вполне соответствует скандинавским пред-ставлениям о культе Одина. Обозначение Донара римским именем Геркулеса подходит для Тора, т.к. последний представлен в мифах богатырём, защищаю-щим человеческий мир от чудовищ. Исходя из римских наименований герман-ских и кельтских богов и некоторых других параллелей, Тиу, Водана и Донара можно сопоставить с кельтскими богами Нуаду, Лугом и Огма; Донар, по-видимому, тождествен кельтскому громовнику Таранису. По своей основной функции, отражённой в имени, Донар – типичный индоевропейский громовник, сопоставимый с индийским Индрой, Тивас, этимологически и генетически соот-ветствует индоевропейскому Дьяусу. В установленной Ж. Дюмезилеш (Фран-ция) трёхчленной структуре социальных функций индоевропейских богов Тивас сначала, по-видимому, осуществлял функцию духовной и юридической власти, а Донар – воинскую функцию, но затем Водан, который вначале был хтоническим демоном и покровителем воинских инициаций, стал высшим божеством и вы-теснил функционально Тиваса, что дало основание сравнивать Водана с индий-ским Варуной. Что касается третьей функции – плодородие-богатство, то тут надо учитывать сообщение Тацита о культе Нертус, которая, несомненно, была богиней растительности, плодородия, возможно, богиней земли. Так как Нертус лингвистически является точной женской формой имени Ньёрда – скандинав-ского бога плодородия и морской стихии, то, возможно, что предметом почита-ния древних германцев была пара Ньёрд-Нертус, брат-сестра и муж-жена, напо-добие скандинавских Фрейи-Фрейра, считающихся детьми Ньёрда. Народы, почитающие Нертус, относятся, согласно Тациту, к ингевонам, что соответству-ет связи Ньёрда и Фрейра. Некоторые боги упоминаются в древнейших германских текстах – т.н. Мерзебургских заклинаниях (записаны в 10 в.), составленных в земле франков. В Первом мерзебургском заклинании фигурируют женские божества – дисы, родственные скандинавским валькириям и норнам, а во Втором мерзебургском заклинании упоминаются Водан как главный носитель магической силы, Фрия и её сестра Фолла. Некоторые сведения о германской мифологии содержатся в сочинениях, посвящённых истории готов, историка Иордана (6 в.) и византий-ского историка Прокопия Кесарийского (6 в.), в франкских хрониках Григория Турского (6 в.) и Фредегара (7 в.), в "Истории лангобардов" Павла Диакона (8 в.), в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного (8 в.). Напри-мер, Павел Диакон пересказывает этионимическую легенду о происхождении имени "лангобарды" (букв. "длиннобородые"), в которой фигурируют Водан и Фрия: Водан покровительствует вандалам, а Фрия – винилам, она советует сво-им любимцам сделать так, чтобы женщины винилов вышли перед битвой по-раньше и привязали свои волосы как бороды. Так как Водан предсказал победу тем, кто раньше окажется на поле боя, то победили винилы. В Скандинавии со-хранились наскальные изображения эпохи бронзы (2-я половина 2-го тыс. до н.э.) по-видимому, отражающие культовые сцены и символы: корабли, повозки, пахота, культовый танец и священный брак, солярные символы в виде колеса, топоры, люди и животные, ассоциирующиеся, вероятно, с культами плодородия и культом мёртвых; фигура человека с топором может быть сопоставлена с То-ром, а собственно аграрная тема – с ванами, может быть даже и с Бальдром. Многие скандинавские учёные находят отражение скандинавской рели-гии эпохи бронзы в верованиях скандинавских саамов, описанных ещё в 17 в.: "громовой старик" (Тор-человек), которому приносят в жертву миниатюрные молоты, соответствует Тору, "небесный человек" – бог плодородия и солнца с фаллическими чертами – Фрейру, "буревой (ветряной) старик", которому при-носят миниатюрные челны, - Ньёрду. Божество более низкого ранга – бог мёрт-вых и бог болезней сопоставляется с Одином. Отсюда вытекает, что на этой ста-дии Один не успел стать небесным божеством и главой скандинавского пантео-на. Северогерманский хронист Адам Бременский (11 в.) сообщает о языче-ском культовом комплексе в Упсале (Швеция), в центре которого стоял священ-ный тис и где особо почитался Фрейр. Топонимика обнаруживает следы культа Тора, Тюра, Одина, Улля и некоторых других богов, но нет указаний на культ Локи, играющего такую важную роль в скандинавской мифологии. Систематические данные имеются только по скандинавской мифологии последних столетий до принятия скандинавскими народами христианства, отра-жённой главным образом в исландских литературных памятниках раннехристи-анского времени. Главные источники: поэтическая "Старшая Эдда" – сборник мифологических и героических "песен", дошедший в исландской рукописи 2-й половины 13 в. и прозаическая "Младшая Эдда" – учебник поэтического искус-ства скальдов, составленный тоже в 13 в. исландцем Снорри Стурлусоном и со-держащий образцы поэзии скальдов (начиная с 9 в.), расшифровку скальдиче-ских мифологических иносказаний (кеннингов) и обзор самой мифологии; отго-лоски мифологии имеются и в составленной Снорри исторической хронике "Хеймскрингла" ("Круг земной"), где изложена легендарная история норвеж-ских и некоторых шведских королей (сага об Инглингах). Христианизация Ис-ландии произошла в 1000 г., и древняя мифология трактована Снорри отчасти как историческая аллегория. Почти одновременно со Снорри датский хронист Саксон Грамматик в "Деяниях датчан" передаёт многие мифологические сюже-ты, заменяя богов на королей и героев. Таким образом, в качестве мифологиче-ской системы нам известна только скандинавская мифология (в основном как поэтическая эддическая мифология). Пространственная "модель мира" скандинавской эддической мифоло-гической системы включает "горизонтальную" и "вертикальную" проекции. Го-ризонтальная проекция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоенную часть земли Мид-гарда пустынной, каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Ётунхейм), населённой великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли океану, где живёт чудовище Ёрмунганд. Это противопоставление раскрывается как оп-позиция центра и периферии, внутреннего и внешнего, "своего" и "чужого", "культуры" и "природы". Кроме того, страна великанов обозначена как находя-щаяся на севере и востоке. Север в скандинавской мифологии особо демонизи-рован, на севере также локализуется царство мёртвых – хель. К обеим проекци-ям относится мотив четырёх карликов-цвергов, носящих имена четырёх стран света (Аустри, Вестри, Норди, Судри), поддерживающих небо по углам. Основу вертикальной космической проекции составляет мировое дере-во – ясень Игдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с не-бом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный "рай" для павших воинов – вальхалла, а главное – с подземным миром, где находится цар-ство мёртвых – хель и разнообразные водные источники. Можно даже сказать, что хель является тем центром, в точке которого совпадают горизонтальная и вертикальная картины мира. Вертикальная схема противопоставляет богов и людей, небесное царство для избранных (вальхаллу) и подземные селения для простых смертных; соответственно – небесных валькирий и живущих у корней мирового дерева норн – две категории богинь судьбы. В первой песни "старшей Эдды" "Прорицание вёльвы" вёльва (провидица) вспоминает "девять миров" и девять древесных основ или корней, но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инеистым великанам (хримтурсам) и хель. В более поздней редакции "Младшей Эдды" чёткость вертикальной проекции смазыва-ется, ибо корень связывается не с людьми, а с небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в подземном мире, заменяются просто великанами – ёту-нами, живущими на краю земли. В вертикальной схеме с различными уровнями "древесной" космической модели сопоставлена "зооморфная серия". Орёл на верхушке, змей Нидхёгг у корней, четыре оленя, поедающие листья ясеня Иггд-расиля, - на среднем уровне. Нидхёгг в известном смысле эквивалентен Ёрмун-ганду (в горизонтальной проекции), так же как подземные источники и реки можно сравнить с окружающим землю океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на вальхалле, ствол дерева и источники у корней объединены в верти-кальной схеме циркулированием священного мёда, как источника жизненного обновления и магических сил. Белка, снующая по дереву, является своеобраз-ным посредником между "верхом" и "низом". Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не толь-ко большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологиче-ским моделям мира, которые структурно организованы образом мирового дере-ва. Во временном аспекте скандинавская мифология делится на космого-ническую и эсхатологическую (мифы творения и конца мира), между которыми существует неполная симметрия. Мир возникает на взаимодействии воды и огня с холодом и погибает от пожара и наводнения, стужи и жары, в "начальные" и "конечные" времена повторяются примерно те же поединки богов и хтониче-ских демонов. В то же время асы и ваны (основные группы скандинавских бо-гов), враждебные в "начале", выступают в "конце" как единое племя богов. Один и Локи – как двойники в космогонии и антиподы в эсхатологии. Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны Гинунгагап и преобразование хаоса в космос. Великаны не только противостоят богам в пространстве, но и предшествуют им во времени; первосущество вели-кан-гермафродит Имир происходит из остывающих подземных вод (Эливагар), заполнивших мировую бездну Гинунгагап; из его подмышек, а также от трения ног рождаются другие инеистые великаны. Боги убивают великана Имира и соз-дают из его тела мир. Боги (сыны великана Бора) "поднимают" землю (по-видимому, из пер-вичного океана, окружающего её в пространственной модели мира) и устраива-ют на ней прекрасный Мидгард; три аса (Один, Лодур и Хёнир) оживляют дре-весные прообразы людей, которые, собственно, и должны жить в Мидгарде; появляются норны, определяющие их судьбы. Боги устраивают небесный свод и определяют роли солнца (Соль) и месяца (Мани) – сестры и брата. В процессе мироустройства они обуздывают хтонических чудовищ – змея Ёрмунгана, волка Фенрира и их сестру Хель – хозяйку царства мёртвых. Однако впоследствии (с приближением "конца мира") эти чудовища должны будут вырваться. В сканди-навской мифологии в саму космогонию проникают эсхатологические мотивы. За "золотым веком" (когда всё было из золота, а боги и люди наслаждались по-коем) скоро следует первая война между асами и ванами. Миф о возникновении смерти от копья и первом ритуальном жертвоприношении в рамках воинских инициаций – убийстве юного бога Бальдра – становится прологом к собственно эсхатологическому циклу и обратному превращению космоса в хаос. Наруша-ются обеты и нормальные нормы, возникают распри народов, наступает трёх-летняя стужа. Мировое дерево содрогается, когда хтонические чудовища выры-ваются на свободу, приплывает корабль мертвецов, появляются сыны Муспеля и огненный великан Сурт. В последней битве, в которой на стороне богов участ-вуют также павшие воины (эйнхерии), боги и хтонические чудовища убивают друг друга. Сурт поджигает мир, который и погибает в огне и наводнении, после чего, правда, он должен снова возродиться. За пределами мифов творения и конца мира остаются многочисленные мифологические повествования о взаимоотношениях и борьбе богов с велика-нами (ётунами) и карликами (цвергами). В основном на фоне "горизонтальной" проекции космогонической модели развёртываются события постоянной борь-бы богов с великанами, чему нисколько не мешают любовные отношения и да-же экзогамные браки с их дочерьми. Ётуны пытаются отнять богинь и чудесные атрибуты богов (молот Тора, волосы Сив, молодильные яблоки Идунн и т.д.) и за них идёт борьба, но первоначально чудесные предметы и эликсиры (копьё Одина Гунгнир, его золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьёлльнир, чудес-ный корабль Скидбладнир, ожерелье Брисингамен, сокровища карлика Андвари, мёд поэзии) изготовляются искусными карликами-цвёргами, и боги всё это от них добывают силой или хитростью. В основе подобных сюжетов отчасти лежат этиологические (объяснительные мифы) (о происхождении священного мёда, первого копья, молота и т.п.), в которых боги выступают в функции культурных героев и борцов с чудовищами. Однако в дошедших до нас текстах этиологизм сильно затушёван и перед нами скорее развёртывается своеобразная картина "циркуляции" ценностей между различными "мирами", в сочетании с военными походами. Так, очень важный миф о происхождении священного мёда, дающего силы, шаманский экстаз, поэтическое вдохновение и мудрость, превращается в повествование о его циркуляции по кругу: боги – цверги – великаны – боги. Сюжеты добывания Одином священного мёда у великанов, Тором – котла для пива, по-видимому, имеют в основе единый этиологический миф и соответст-вующий ритуал, что доказывает параллель с индийским мифом о соме – амрите. Семантически к мифам о чудесном питье и омолаживающих плодах близки ми-фологические представления о не иссякающем медовом молоке козы Хейдрун и не иссякающем мясе козлов Тора, чудесного вепря павших воинов эйнхериев и бога Фрейра, и далее – о порождающем себе подобных кольце Одина, золотой чудесной мельнице Фроди, о возвращающемся, как бумеранг, молоте Тора, не говоря уже о таких символах плодородия или плодовитости, как золотые волосы Сив и ожерелье Фрейи. Эта мифология вечного обновления магических сил бо-гов и источников пищи созвучна образам убивающих друг друга и снова ожи-вающих для пира в вальхалле эйнхериев. Боги противостоят враждебным хтоническим чудовищам и ётунам; воз-вышаются над природными духами альвами и над карликами (цвергами), над женскими судьбоносными существами (валькириями и норнами), над земными героями. Высший пантеон богов в скандинавской космотеогонии представлен как результат объединения двух групп богов – асов и ванов после войны, точнее, как результат ассимиляции асами ванов – весьма ограниченной категории бо-жеств, связанных с аграрными культами, наделённых магическим и пророче-ским даром, сакральным миролюбием (Ньёрд, Фрейр, Фрейя). Те же свойства у асов разделены: аграрное благополучие связано с Тором, магия и пророчество – с Одином, а миролюбие – с Бальдром, Фрейя – жена Ода функционально, а мо-жет быль, генетически почти тождественна Фригг – жене Одина, но первая от-несена к ванам, а вторая – к асам. Во многих текстах боги и асы – синонимы, т.к. ваническая аграрная мифология подчинена одинической, т.е. небесно-хтонической, воинской и "шаманской" мифологии Одина с вальхаллой, вальки-риями, эйнхериями, воинской инициацией (смерть Бальдра) и т.п. Асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге (народ-ное собрание у скандинавов); большое значение имеют ритуальные пиры богов с распитием священного напитка. В пантеон входят боги: Один (власть, мудрость, магия, в т.ч. военная, покровитель воинов, хозяин вальхаллы), Тор (громовник с военными и аграр-ными функциями, главный борец с великанами и мировым змеем), Тюр (старый индоевропейский небесный бог, покровитель военных собраний и поединков), Хеймдалль (страж богов и мирового древа), Хёнир, Улль (бог – стрелок из лука и лыжник), Бальдр (юный бог – ритуальная жертва), Ньёрд (плодородие, море и судоходство), Хёд (слепой бог, убийца Бальдра), Фрейр (плодородие, мир), Локи (мифологический плут и насмешник, отец хтонических чудовищ, посредник ме-жду богами и великанами), Браги (бог-скальд) и некоторые другие. Имеются ещё юные боги Видар, Вали, Магни и Моди, которые функционируют главным образом как мстители за отцов и братьев; Хермод, который пытается вернуть брата Бальдра из царства смерти хель. Вили и Ве упоминаются только как бра-тья Одина и "сыны Бора", а Од – как муж Фрейи. Богини (имеющие в основном отношение к плодородию и деторождению) – это, прежде всего Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница и лыжница Скади, иногда упоминаются Гевьон и Фулла. Если в культуре большое значение имели Один, Тор и Фрейр, то в пове-ствовательных мифах главными действующими лицами являются Один, Тор и Локи, выступающие прежде всего в роли культурных героев: Один – как куль-турный герой – творец и шаман (жрец), Тор – как героический борец, ограж-дающий богов и людей от чудовищ, Локи – как отрицательный вариант куль-турного героя – мифологический плут – трикстер. У Одина подчёркивается ум (в его синкретическом понимании, включающем магическую силу и коварство), у Тора - физическая сила и богатырская ярость, у Локи – хитрость и плутовство. Соответственно Тор выступает как главный противник великанов и морового змея. Один – как добытчик священного мёда и рун, носитель мудрости, магии и пророчеств, а Локи – как вечный "добытчик" (посредством трюков), мифологи-ческих ценностей у карликов для богов, у богов для великанов и т.д., как опера-тор их вечной "циркуляции". И Один, и Тор являются богами неба и войны. Па-раллелизм устраняется тем, что Один – бог военной магии и военной дружины, покровитель героев и сеятель раздора между ними, а Тор – бог-богатырь, моде-лирующий вооружённый народ, защитник "своих" (богов и людей) от "чужих" – различных демонов; Один – бог неба как хозяин воинского "рая", а Тор сведён к специализированному громовнику. Локи выступает как комический дублёр Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизон-тальной проекцией, тогда как образ Одина тесно связан с мировым древом. Он вытеснил в этом громовника Тора и соперничает со стражем богов Хеймдаллем, который первоначально, по-видимому, был тождественен мировому древу Игг-драсилю. Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное шаманст-во. В качестве позитивного творца Один – отец асов, а Локи – отец хтонических чудовищ, Один – хозяин небесного царства мёртвых для избранных, а Локи – отец хозяйки подземного царства мёртвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая является одиническим жертвоприношением (реаль-ный убийца Хёд). В процессе эволюции скандинавской мифологии, очень су-щественным было всё большее выдвижение на первый план Одина и всего оди-нического комплекса, как небесной воинской мифологии (Один при этом оттес-нял наследника индоевропейского бога неба Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора в качестве небесных богов), а также эсхатологических моти-вов, буквально пронизывающих скандинавскую мифологию, по крайней мере, в её "эддической" стадии. Некоторые мотивы (напр., связанные с шаманизмом, рыболовной культурой) могут считаться следствием контакта с саамско-финским окружением. |
Познакомься с народом |
НА ГЛАВНУЮ |
Напишите мне |